Илимский почерк
10:30 2024.06.29 (обновлено: 17:33 2024.06.27)

27 мая, в Общероссийский день библиотек, в библиотеке искусств прошла презентация книги «Илимская роспись: рождение сибирского колорита».

О том, как возникла илимская роспись и чем она отличается от других известных в нашей стране видов декоративной росписи, «Вестник» попросил рассказать автора издания - народного мастера Иркутской области, руководителя творческого объединения «Мастера Илима» детской школы искусств № 2 Елену Михеенкову.

- Елена Николаевна, поясните, чем отличается илимская роспись от, например, жостовской или городецкой?

- Поясню, но начну с того, что у этой книги три автора: вместе со мной над ней работали мои коллеги – преподаватели детской школы искусств № 2, народные мастера Иркутской области Наталья Зинченко и Елена Волк. Ну а самая главная отличительная черта илимской росписи - в колористике, в цветовом решении. Оно совпадает с колористикой нашего илимского края: это обилие спокойных цветов - зелёного и коричневого и яркие всплески желтого, розового, белого, фиолетового, оранжевого.

- Как в тайге?

- Совершенно верно. Плюс к этому натуральное дерево - наша сосна, и наши таежные цветы.

- Надо сказать, что они отличаются от тех, что изображают в других росписях. Например, смотришь на жостовский поднос и понимаешь, что на нем цветы, но вот определить, какие именно, трудно, потому что это сказочные цветы. А в илимской росписи они реалистичные, узнаваемые.

- Да, если сравнивать с той же городецкой росписью, то в ней существуют общие понятия. Например, розан - крупный цветок, и нельзя сказать, какой этот цветок - он обобщает все цветы. В илимской же ясно видно, что это иван-чай, пижма, шиповник или ромашка. Видно строение цветка, его настоящий цвет. Наша роспись - как зарисовка гербария, как зарисовка природы. Этим она близка к живописи, а еще графичностью – точечной доработкой рисунка. Например, делаются прожилки на листиках, тычинки, пестики у цветов. Это добавляет изображению и натуралистичности, и объема. Если говорить про основу – композицию, то, как и в других декоративных росписях, у нас есть букет, венок, гирлянда, декоративная полоса. Но одна из самых популярных - куртинка. Смотришь на нее и понимаешь, что эти цветы не сорваны на клумбе и составлены в букет, а живые лесные. И точно такую же куртинку можно увидеть в нашем лесу.

- А с точки зрения техники есть отличия?

- Применяется двойной мазок, и каждый мазок – законченный элемент, дорабатывается только серединка - пестик, тычинки. А в том же Жостово делается многослойная роспись, в городецкой, например, сначала создается подмалевок, а потом его прорабатывают графикой, пока не получится изображение цветка или листочка.

- Как вообще появилась илимская роспись?

- В1992-м году в Усть-Илимске была основана школа народных ремесел. Мы обучали городецкой, хохломской, мезенской росписи. И вот Татьяна Геннадьевна Сафиулина, тогда начальник управления культуры, поехала на конференцию в Москву и повезла в качестве сувениров наши работы. А когда вернулась, сказала, что её за них отругали.

- Не понравились?

- Понравились. А отругали за то, что мы не создаем своего. Нам дали год на разработку собственной росписи. Работали втроем – я, Татьяна Бузина и Татьяна Кочмина. Было понятно, что нужно рисовать флору и фауну нашего края и вырабатывать собственный, илимский почерк.

- Но ведь для становления известных сейчас росписей понадобилась не одна сотня лет…

- Мы тоже не сразу нашли свою изюминку, да и сейчас в поиске. А тогда искали, от чего оттолкнуться. Вместе с учениками начали собирать гербарий из местных растений. Изучали строение цветов и трав, создавали из них композиции и стилизовали их в разных техниках. В итоге пришли к тому, что по цветовой гамме и по технике, двойному мазку, нам ближе всего урало-сибирская роспись.

- Что такое двойной мазок?

- Кисточка макается поочередно в две краски, например, в красный и белый. И одним поворотным движением создается элемент. В центре он красный, а по краю - белый с растяжкой. Изображение при этом объемное. Графику решили делать не черную, а цветную – пестики, тычинки, травинки.

- А что выбрали в качестве основных объектов изображения?

- То, что характерно для илимского края – иван-чай, пижма, клевер, ромашка, полевая герань, тысячелистник, похожие на цветы молоденькие шишки лиственницы, наши сибирские ягоды – клюкву, бруснику, чернику и прочее.

- Не припомню, чтобы в других росписях встречался такой «набор».

- Да, такого нет нигде. Но мы продолжаем пополнять каталог. Надо придумать технику рисунка и цветопередачи для жарков, лилий, саранок, грибов, добавить наших животных, найти варианты различных комбинаций.

- Елена Николаевна, а с какого момента илимскую роспись стали отличать?

- Лет 15 назад я выставила свои работы в интернете, меня спросили, а что это за роспись такая? То есть ее стали различать. А мы продолжали работать, присоединились уже мои ученицы Наталья Зинченко и Елена Волк. Примерно пять лет назад этнограф, народный мастер Иркутской области Лидия Мельникова предложила написать статью про роспись, которая существует в Усть-Илимске. Она первой произнесла слова «илимская роспись».

- Роспись стала узнаваемой, значит, и школа сложилась.

- Есть ученики, которые стали соратниками и у которых есть уже свои ученики. Но мы, честно сказать, смущаемся, потому что понимаем, насколько это большое дело и сколько еще предстоит. Вот издали учебное пособие, чтобы наши дети могли по нему учиться.

- Пособие – это ведь четкое руководство.

- Это описание основ, базис. Но в творчестве все индивидуально, и каждый мастер привнесет свое.  

- А второй том будете делать, список «героев» для куртинок пополните?

- Планируем. Надо придумать и описать птицу, бабочек, таежные орхидеи, колокольчики и прочее. В списке есть, конечно же, жарок. Цветок очень сложный. Вроде бы всё понятно, а попробуй напиши его. Мы сейчас с ним работаем. Когда почувствуем, что сложились технические приёмы, цветовое решение, что получился элемент – запустим «в производство».

- Насколько я знаю, илимская роспись претендует на звание нематериального наследия Иркутской области.

- Да, сотрудники Иркутского дома народного творчества оформили необходимые документы для внесения росписи в реестр нематериального наследия Иркутской области. Может, она в него войдет.

 

Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина

Актуально

«Единая Россия» выдвинула Эдуарда Симонова кандидатом на пост мэра Усть-Илимска

Выдвижение состоялось на конференции Иркутского регионального отделения партии.

Подробнее
Счастливы вместе

8 июля в Усть-Илимске в День семьи, любви и верности состоялся парад семей «Счастливы вместе» и городской праздник «Моя любимая семья».

Подробнее
Вибрация живого голоса «Родников»

Дуэт фольклорного ансамбля «Родники» Марина Жмурова и Михаил Григорьев стал дважды лауреатом I степени сразу двух фестивалей-конкурсов, состоявшихся недавно в Иркутске.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Вибрация живого голоса «Родников»

Дуэт фольклорного ансамбля «Родники» Марина Жмурова и Михаил Григорьев стал дважды лауреатом I степени сразу двух фестивалей-конкурсов, состоявшихся недавно в Иркутске.

Подробнее