«Он нам больше не нужен!»
13:02 2022.01.18 (обновлено: 13:06 2022.01.18)

Сегодня все чаще рассказывается о положительных примерах воспитания детей в приемных семьях. Однако, как оказалось, у этой темы есть и другая сторона медали.

Директор Центра социальной помощи семье и детям города Усть-Илимска и Усть-Илимского района Галина Городецкая с искренним сожалением рассказывает, что за последнее время увеличилось число детей, которых возвращают приемные родители. На сегодня в социальном учреждении проживает 50 детей, 19 из них имеют статус «возвращенцев». Только за 10 праздничных дней 2022 года приемные родители вернули в Центр троих детей. Именно в то время, когда ребятишки загадывают желание иметь свою семью.

Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Бабушки не справляются, или «Зачем меня мать родила?»

Как показывает практика, большая часть социальных сирот находится под опекой бабушек. Как правило, в этих семьях отцов нет, а мамаши лишены родительских прав. До какого-то времени пожилые женщины тянут лямку воспитания внуков, но наступает момент, когда они просто не справляются либо сами создают невыносимые условия проживания. Так произошло в семье 82-летней Марии Петровны. Ее многодетную дочь лишили родительских прав, дети оказались в приюте. Бабуля решила забрать под свою опеку внуков 7 и 5 лет с ограниченными возможностями здоровья. Она прошла подготовку в Школе приемных родителей и получила соответствующее свидетельство.

Но когда семью посетили сотрудники Центра, они увидели, что в квартире царит полная антисанитария: тараканы, пауки, стойкий запах мочи, дети бегают раздетые. За коммунальные долги, коих накопилось свыше 200 тысяч рублей, в квартире была отключена электроэнергия. Сама опекун находилась в алкогольном опьянении. В итоге дети опять оказались в приюте.

Не справилась с воспитанием 13-летней внучки и 74-летняя Валентина Ивановна. Девушка неоднократно пыталась расстаться с жизнью. «Несовершеннолетняя склонна к бурным кратковременным эмоциональным вспышкам. Воспринимает мир враждебно, этот мир не соответствует ее представлениям, – говорится в заключении о причинах возврата подростка в социальное учреждение. – Оправдывает культ самоубийства сюжетами из «Аниме», где одним из любимых героев является парень, который постоянно испытывает желание покончить жизнь самоубийством, т.е. в понимании девочки самоубийство даже в какой-то мере привлекательно. При беседе с несовершеннолетней выявлено, что мысли о смерти, нанесение порезов служат инструментом достижения покоя и избавлением от стресса. Подросток проговаривает о своей ненужности, о том, что самые близкие люди, мать и отец, ее отвергли: «Зачем они меня вообще родили, если я им совсем была не нужна», «Зачем меня мать вообще рожала, если не в состоянии воспитать».

У Анастасии Егоровны 15-летний внук повадился воровать деньги. Подросток неоднократно снимал с банковской карты и брал без спроса денежные средства у бабушки и передавал их старшим подросткам. Анастасия Егоровна продала машину покойного супруга и убрала 40 000 рублей в сумку. Вскоре попечитель решила положить эти деньги на карту, но обнаружила, что из 40 000 рублей 35 000 – подделка. Оказалось, внучок подменил деньги на фальшивые и потратил их. После этого случая пожилая женщина перенесла инфаркт и инсульт, вследствие чего у нее не функционируют левая рука, нога, нарушена речь. В таком состоянии дальше воспитывать внука стало невозможно. Подростка вернули в Центр.

«Синдром опустевшего гнезда»

Девять раз по причине бродяжничества помещалась в Центр помощи семье и детям 15- летняя Светлана. Ее мать лишили родительских прав в марте прошлого года, а спустя четыре месяца Свету решили взять в замещающую семью. Здесь для несовершеннолетней были созданы все условия для комфортного проживания: отдельная комната, оборудованная спальным местом, рабочим столом, шкафом. Имея положительный опыт в воспитании собственного ребенка, опекун полагала, что у нее с девочкой сложились вполне доверительные и дружеские отношения. Но Светлана вскоре сбежала и была объявлена в розыск. Все дни попечитель самостоятельно искала ребенка, в итоге девочка была возвращена в Центр. По заключению специалистов, мотивом к принятию ребенка в семью стал «синдром опустевшего гнезда» – родители, вырастившие своих детей, имели еще большой нерастраченный родительский потенциал, который решили направить на воспитание приемного ребенка. Но в данном случае они переоценили свои воспитательные способности, проходя обучение в Школе приемных родителей, не прислушались к предостережениям о том, с какими трудностями они могут столкнуться.

В семье Ивановых история выглядит не лучше. Своих детей у них нет, вот и решили взять на воспитание девочку-подростка. Вначале приемная мама всю свою нерастраченную любовь отдавала чужому ребенку. Но неожиданно на горизонте появился старший брат девочки, который пообещал ее забрать. Отношения в замещающей семье резко испортились. Девочка стала халатно относиться к учебе, сменила три школы и настроилась уйти к брату, хотя у парня не было ни работы, ни жилья.

Ситуацию усугубило то, что семейная пара имеет разницу в возрасте: муж моложе жены. В связи с этим у жены возникали поводы для ревности девочки к своему супругу. В семье произошел серьезный конфликт, вплоть до развода. В результате женщина изменила отношение к ребенку – на смену жалости пришли раздражение и страх потерять молодого мужа. Она решила вернуть приемную девочку в Центр.

В прошлом году довольно успешные родители, работающие в одной из крупных производственных компаний, взяли на воспитание 11-летнего мальчика. Поначалу все были счастливы. Приемному ребенку купили новую одежду, и на своей машине семья отправилась в отпуск. По дороге приемные родители присылали сотрудникам Центра фотоотчеты о том, как они здорово отдыхают. Но «медовый месяц» закончился с началом учебного года. Мальчик плохо учился, не выполнял требований взрослых, и опекуны обвинили работников Центра в том, что им подсунули больного ребенка. Он им больше стал не нужен.

Другой мальчик в приемной семье прожил всего неделю. Новоиспеченным родителям не нравилось, как он разговаривает, как ведет себя в общественных местах. Опекун просто оставила маленького ребенка на крыльце приюта и убежала.

Все хотят идеальных детей, но так не бывает…

Так почему же, пройдя обучение в Школе приемных родителей, приняв решение взять на воспитание ребенка, взрослые не справляются с его воспитанием? Прокомментировать эту сложную ситуацию мы попросили специалистов Центра социальной помощи семье и детям города Усть-Илимска и Усть-Илимского района.

Елена Чурсина, заведующая отделением сопровождения замещающих семей:

– Обычно супруги берут на воспитание чужого ребенка, когда их дети выросли и покинули отчий дом. Им хочется заполнить пустое место и поднять свой авторитет в обществе. Но зачастую опекуны устанавливают завышенную планку для приемного ребенка, пытаются дотянуть его до уровня своих детей. В этом и кроется ошибка. Идеальных детей нет, а тем более среди проживающих в социальном учреждении. Они все с душевными травмами. Очень важно, чтобы ребенок был уверен в том, что он будет принят приемными родителями целиком, вместе со своей историей и болью.

Ольга Гребенщикова, руководитель Школы приемных родителей, приемный родитель, лауреат премии губернатора Иркутской области за высокие достижения в профессиональной деятельности:

– Некоторые берут ребенка из приюта, чтобы показать, какие они хорошие и милосердные. В итоге расписываются в своем бессилии, ведь берут детей очень сложных. В Школе приемных родителей мы говорим о трудностях, с которыми предстоит столкнуться опекунам. Бывает, что человек прослушал курс обучения, но в итоге так никого и не взял. Ничего плохого в этом нет. Потому что он и себе жизнь не испортил, и ребенку. Значит, человек все взвесил, рассчитал свой ресурс и понял, что не потянет эту ношу.

– Но ведь ваша задача состоит в том, чтобы как можно больше детей отдать в семьи?

– Конечно. Но только тем родителям, которые действительно готовы помочь ребенку.  Самое главное – с каким мотивом пришли за ребенком? У бабушек, например, мотив просматривается такой – лишить дочку родительских прав и получать деньги за воспитание внука. В итоге пожилые люди просто не справляются. Бывает так, что жена решила взять ребенка, а муж не согласен. И ситуация выливается в конфликт.

Много возвратов происходит в период подросткового возраста. Ребенок случайно узнает, что он неродной, уходит из дома, и все в семье летит прахом. Нельзя скрывать правду. До пяти лет надо рассказать ребенку, что он усыновленный. Хранить эту тайну – значит жить с ребенком в обмане. Надо просто объяснить, что тебя родила другая мама, а мы тебя воспитываем. Но некоторые родители не хотят этого слышать.

Екатерина Игнатьева, педагог-психолог отделения сопровождения замещающих семей, приемный родитель:

– Приемные родители часто ожидают от ребенка большего, хотят благодарности, а ее не надо ждать. Это ведь мы выбираем ребенка. Все кандидаты в родители проходят психологическое обследование, и по данным диагностики они готовы, но в реальности им трудно признаться в своей несостоятельности. Взрослые не готовы перестраиваться под ребенка. Переоценивают свои силы. Своевременно не обращаются к нам за помощью. Возникающие проблемы надо просто перетерпеть какое-то время. Нет хороших детей, есть ребенок, который нуждается в семье. На самом деле, возвраты всегда были и будут, но если маленького человечка предали раз, другой, у него появляется комплекс неудачника, ненужного никому. Он и не доверится, и не откроется, у него теряется вера во взрослых, и вряд ли он в будущем сможет построить свою счастливую семью.

Галина Городецкая, директор Центра социальной помощи семье и детям города Усть-Илимска и Усть-Илимского района, приемный родитель:

– У нас есть много учебников про воспитание, а про перевоспитание учебников еще не написано. Всем надо, чтобы дети слушались и учились хорошо, были похожи на своих приемных родителей, но наши дети не могут учиться хорошо, потому что они рождаются от подобных себе мам.

Мы думаем, что нам делать, чтобы не было этих возвратов. Недавно создали программу «Передышка», по ней можно забирать приемного ребенка в Центр на 10 дней, чтобы дать той и другой стороне время подумать. Давно существует гостевая форма – временная передача ребенка на проживание.

Когда ребенок уходит в семью, это для нас всегда настоящий праздник. Мы провожаем его с воздушными шариками, надеемся на его лучшую жизнь. Поэтому я хочу низко поклониться тем приемным родителям, которые выдержали все испытания и сделали счастливым ребенка, который когда-то потерял свою семью. Сама, как приемный родитель, хорошо понимаю, что воспитывать раненого ребенка непросто, а вернуть его вновь в приют – это значит ранить вдвойне, и этого нельзя допустить.

 

Наталья ИВАНИШИНА | Фото из открытых источников

*Имена героев изменены

Актуально

В России закрепили единый статус и льготы для многодетных семей

Об этом на Совете глав поселений Усть-Илимского района рассказала начальник управления социальной защиты и социального обслуживания населения по Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Тамара Горобец.

Подробнее
В прошедшие выходные в спортивном комплексе «Илим» прошло первенство города по художественной гимнастике «Арабеск»

Как рассказал председатель комитета по физкультуре, спорту и молодежной политике администрации города Евгений Тэрыца, в соревновании приняло участие 170 юных гимнасток.

Подробнее
О безопасности, демографии и детском отдыхе

Заседание Совета глав муниципальных образований Усть-Илимского района состоялось на прошлой неделе.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

О безопасности, демографии и детском отдыхе

Заседание Совета глав муниципальных образований Усть-Илимского района состоялось на прошлой неделе.

Подробнее
Для доставки воды жителям домов, не подключенных к централизованному водопроводу, администрация города купит новую водовозную машину

Об этом на городской планерке рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин.

Подробнее
Завершены работы по монтажу архитектурной подсветки на здании ДК «Дружба»

Об этом сообщила председатель комитета по культуре администрации города Ирина Летунова.

Подробнее